На приведенной ранее обзорной рентгенограмме органов грудной
полости легко различить изображения сердца и легких, так как они в разной
степени поглощают излучение. Они обладают, как принято говорить в
рентгенодиагностике, естественной
контрастностью. Однако
на снимке не различимы бронхи, поскольку они, как и легочная ткань, содержат
воздух. Не видны также полости сердца, потому что они заполнены кровью, которая
задерживает излучение в той же степени, что и сердечная мышца.
Для того чтобы получить дифференцированное изображение тканей, примерно
одинаково поглощающих излучение, применяют искусственное контрастирование. С
этой целью в организм вводят вещества, которые поглощают рентгеновское
излучение сильнее или, наоборот, слабее, чем мягкие ткани, и тем самым создают
достаточный контраст с исследуемыми органами. Вещества, задерживающие больше
излучения, чем мягкие ткани, называют рентгенопозитивными. Они созданы на основе тяжелых элементов - бария или йода. В
качестве же рентгенонегативных
контрастных веществ
используют газы - закись азота, углекислый газ. Основные требования к
рентгеноконтрастным веществам очевидны: создание высокой контрастности
изображения, безвредность при введении в организм пациента, быстрое выведение
из организма.
Существуют два принципиально различных способа контрастирования органов.
Один из них заключается в прямом механическом введении контрастного вещества в
полость органа — в пищевод, желудок, кишечник, слезные или слюнные протоки,
желчные пути, полость матки, кровеносные сосуды или полости сердца.
Второй способ контрастирования основан на способности некоторых органов
поглощать из крови введенное в нее контрастное вещество, концентрировать и
выделять его. Этот принцип — концентрации и выведения — используют при
рентгенологическом исследовании мочевыделительной системы и желчных путей.
В рентгенологической практике в настоящее время применяют
следующие контрастные средства.
1. Препараты
сульфата бария (BaSO4). Водная
взвесь сульфата бария - основной препарат для исследования пищеварительного
канала. Она нерастворима в воде и пищеварительных соках, безвредна.
2. Йодсодержащие
растворы органических соединений. Это большая группа препаратов, представляющих собой главным
образом производные некоторых ароматических кислот — бензойной, адипиновой,
фенилпропионовой и др. Препараты используют для контрастирования кровеносных
сосудов и полостей сердца. К ним относятся, например, урографин, тразограф,
триомбраст и др. Эти препараты выделяются мочевыводящей системой, поэтому могут
быть использованы для исследования чашечно-лоханочного комплекса почек,
мочеточников, мочевого пузыря.
Ряд йодсодержащих препаратов улавливается из крови печенью и
выводится с желчью, поэтому их применяют для контрастирования желчных путей. С
целью контрастирования желчного пузыря применяют йодистые препараты,
всасывающиеся в кишечнике (холевид).
3. Иодированные
масла. Эти препараты
представляют собой эмульсию йодистых соединений в растительных маслах
(персиковом, маковом). Они завоевали популярность как средства, используемые
при исследовании бронхов, лимфатических сосудов, полости матки, свищевых ходов.
Особенно хороши ультражидкие йодированные масла (липоидол) которые
характеризуются высокой контрастностью и мало раздражают ткани.
4. Газы (закись азота, углекислый газ,
обычный воздух). Для введения в кровь можно применять только углекислый газ
вследствие его высокой растворимости. При введении в полости тела и
клетчаточные пространства также во избежание газовой эмболии используют закись
азота. В пищеварительный канал допустимо вводить обычный воздух.
В некоторых случаях рентгенологическое исследование проводят с
двумя рентгеноконтрастными веществами — рентгенопозитивным и
рентгенонегативным. Это так называемое двойное контрастирование. Чаще таким приемом пользуются в гастроэнтерологии, когда при
исследовании пищеварительной трубки одновременно вводят сульфат бария и воздух.
Литература:
Линденбратен
Л.Д., Королюк И.П. Медицинская
радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. — 2-е изд.,
перераб. и доп. —
М.:
Медицина, 2000.— 672 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий